Ѕиографии - ѕ–ќ“ќ»≈–≈… ћ»’ј»Ћ „ј »– (1861-1938)

≈сли св€щенник «ахарий „акир вывел своих односельчан в Ѕуджак с земель, где их угнетали помещики, то отец ћихаил из того же рода „акир дал своему народу —лово Ѕожие и службы на родном €зыке. —в€щенники и культурные де€тели, которых дает один и тот же род на прот€жении многих лет... „то за благословенное дерево этот род? »ногда кажетс€, что у продолжаетс€ мифологический период. ¬о вс€ком случае, так выгл€дит истори€ рода „акир. ќснователем рода был янчу „орбаджиоглу, гагауз из Ѕолгарии. ¬ XVIII веке он жил в селении Ўабла, слыл хорошим хоз€ином, благочестивым христианином, к тому же янчу получил образование в греческой школе. ” него были сыновь€: ƒмитрий и ∆елез. ¬се в округе уважали его за честность и образованность, которую, видимо, янчу и правда ценил особо, раз пам€ть о ней держитс€ уже третий век. “ем не менее, его ждала страшна€ смерть. –азбойники ворвались, в его дом, убили хоз€ина и разграбили добро.
—ыновь€ янчу, спаса€сь от верной гибели, пересекли ƒунай и поселились в ¬алахии, недалеко от ѕлоешт. Ќе только место, но и им€ сменили - были брать€ „орбад-жиоглу, стали „акир. «десь, в ¬алахии, родилс€ у ƒмитри€ сын «ахарий. “€жело жилось на чужой земле. ћальчик работал вместе со всей семьей - пахал землю, пас скот. Ќо тут вступилс€ за него старый янчу: пам€ть о греческой школе, об уважении, которое подобает человеку образованному, вместе с беглецами переселилась в ¬алахию. ƒмитрий „акир отдал сына учитьс€. »з пастушка вырос пастырь; «ахарий стал св€щенником, изобретательным и заботливым педагогом, мудрым советчиком и мощным де€телем на благо своего народа.
¬ 1790 г. молдавский бо€рин »ван Ѕальш пригласил переселенцев на свои земли. Ѕрать€ „акир и другие беглецы пришли и поселились на новых земл€х.  олонистов ожидали кабальные услови€: помещики стремились закрепостить бедствующих болгар и . ¬ 1812 году Ѕессараби€ была присоединена к –оссийской империи. √агаузским и болгарским переселенцам нова€ администраци€ предложила освоить Ѕуджак на самых льготных услови€х. Ќа долю отца «ахари€ выпало основать в Ѕуджаке поселение „адыр-Ћунга и вывести колонистов села „адыр из-под власти помещика Ѕалыпа, который вовсе не был расположен их отпускать. ѕосле пасхальных праздников 1819 года жители села со всем движимым имуществом под предводительством отца «ахари€ переселились на новое место. »спытани€ остались позади: дл€ них наконец наступило врем€ расцвета, почти сказочного благополучи€.
«ахарий основал „адыр-Ћунгу и вывел свою паству в Ѕуджак, а ƒмитрий „акир впервые отнесс€ к этому как к драгоценному материалу дл€ этнографического и литературного труда.
Ѕолее тридцати св€щеннослужителей вышли из рода „акир. Ќезаметные сельские св€щенники, бережно несущие образованными де€тел€ми культуры. »м€ ћихаил повтор лось часто. Ѕыл, например, ћихаил „акир - чадырлунгский дь€чок, который пел и читал в церкви благоговейно и разумно, с глубоким чувством, а дружелюбием и открытостью в повседневной жизни заслужил общую любовь уважение. —таршего сына тоже назвал ћихаилом. ѕо сложившейс€ семейной традиции, изыскал возможность да своим двум сыновь€м образование в кишиневской ƒуховно семинарии. ћладший, ‘едор, стал св€щенником в сел Ћаржанка »змаильского уезда. ћихаил, про€вивши блест€щие способности к наукам, стал преподавателем  ишиневском духовном мужском училище.
„ерез три года молодой св€щенник был избран председателем  ишиневского училищного совета ћинистерство народного просвещени€. ¬ министерском отчете тог времени сказано, что совет Ђназначал законоучителей учителей, заботилс€ о снабжении школ книгами и учебным принадлежност€ми, изыскивал средства дл€ содержании школ, наблюдал за ходом учебного делаї. ѕоле де€тельности огромное.  акую же задачу ставит перед собой отец ћихаил?
¬ этом - вс€ его этическа€ и педагогическа€ основ ќтец ћихаил обладает даром служени€: он видит и решает задачи, которые насущны дл€ культуры, ничем, кроме это насущности, не руководству€сь. ƒл€ него не существует политической и идеологической узости. Ѕудучи гагаузом в равной степени заботитс€ о просвещении молдавского и народов. ¬се предметы в школах преподавались на русском €зык ќтец ћихаил понимал значение образовани€ на родном €зыке, особенно в начальных классах. ¬ 1896 году обращаетс€ в ћинистерство просвещени€ –оссии с просьбой разрешить печатание книг на молдавском €зыке –азрешение было дано, правда, с условием, что книги буду печататьс€ параллельно на двух €зыках: русском ] молдавском. ќтец ћихаил, в совершенстве владевший и тем и другим €зыком, развивает активную де€тельность по переводу и изданию светской и религиозной литературы. Ќачина€ с 1901 года, выход€т в свет его издани€: ЂЅукоавнаї, Ђ ратка€ молдавска€ грамматикаї, Ђ—амођучитель по русскому €зыку со сведени€ми из грамматикиї. ќдной из самых известных работ ученого стал Ђѕомощник молдаванину, начинающему изучать русский €зыкї. «а 14 лет он трижды переиздавалс€. ¬ издании 1914 года приведен отзыв профессора Ќовороссийского университета јлександра  очубинского: Ђ—в€щенник г.  ишинева отец ћихаил „акир, местный уроженец и опытный преподаватель... задалс€ прекрасною целью - приблизить русский я8ык к местному молдавскому населению, облегчить его усвоение молдавским мальчикам.., вообще открыть доступ   русскому €зыку каждому охотнику. ¬ этих цел€х он на свои средства в  ишиневе выпустил любопытное издание ѕќƒ скромным названием Ђѕомощник молдаван при ѕервоначальном изучении русского €зыкаї. Ётому частному  ишиневскому учебнику русского письма и €зыка дл€ ÷ветной народной школы и самосто€тельного изучени€ принадлежит первенство почина. ”же ввиду этого одного обсто€тельства издание скромного учител€-св€щенника заслуживает внимани€ї. јнализиру€ достоинства книги, чубинский особо отмечает ее актуальность и обращение молдавскому простонародному €зыку, который во многом отличалс€ от румынского литературного. ќтец ћихаил удел€л много сил и составлению школьных учебников на молдавском €зыке. Ќа праздновании 50-лети€ де€тельности протоиере€ учитель “одор …оргу выразил ему гор€чую признательность преподавателей и учеников: Ђќгромное спасибо св€щеннику ћихаилу „акиру за его учебники, помощь и заботу!ї
÷енным вкладом в развитие молдавской лексикографии стали словари, изданные отцом ћихаилом: гагаузско-румынский и русско-молдавский. ƒо XX века у практически не было книг на родном €зыке. ќни пользовались алфавитом и книгами тех народов, на территории которых жили. ќтец ћихаил в 1904 году ходатайствовал перед архиепископом ¬ладимиром о разрешении —инода печатать на гагаузском религиозную литературу и выпускать газету. –азрешение было получено. — 1907 года верующие читали —лово Ѕожье на родном €зыке. ƒе€тельность ћихаила „акира современники сравнивали с культурным подвигом  ирилла и ћефоди€. ќн заботилс€ и о том, чтобы церковные службы дл€ жителей молдавских сел велись на молдавском €зыке, дл€ - на гагаузском.
¬ысокий профессионализм и уже упом€нутый на этих страницах дар служени€ помогали отцу ћихаилу своевременно и адекватно реагировать на все изменени€ в социальной и культурной жизни, чтобы развитие и совершенствование его народа продолжалось, несмотр€ на политические рекогносцировки. ƒо 1918 года пользовались алфавитом, разработанным на основе слав€нской графики.  огда же Ѕессараби€ оказалась в составе –умынского королевства, отец ћихаил, исход€ из ситуации того времени, позаботилс€ о внедрении в гагаузскую письменность латинской графики.
јктивна€ педагогическа€ де€тельность ћихаила „акира сочеталась с научными исследовани€ми в области этнографии. ¬ 1934 году он издал книгу на гагаузском €зыке Ђ»стори€ бессарабских ї. Ёто можно расценивать и как педагогическую акцию - истори€ была написана в первую очередь дл€ самих . ѕотомок и духовный наследник подробно останавливаетс€ на важнейшем периоде переселени€ в Ѕессарабию, рассказывает об основании новых поселений в Ѕуджаке, приводит перечень сел с указанием дат основани€. ¬ 1936 году была опубликована его работа Ђ—вадебные обр€ды ї. Ётнограф ћихаил „акир с болыпим уважением отзываетс€ о русском ученом ¬. ћошкове, собравшем ценную информацию о фольклоре обыча€х, быте и €зыке XIX века.
ўедра€ благотворительность отца ћихаила объедин€л: все сферы его де€тельности. ¬ статье писател€ Ќ.  остенко ЂApostolul protoierei M. Ciachirї Ќикита ћидару, дь€кон из —кинос, рассказывает о том, как благодар€ отцу ћихаилу „акиру в глухом уезде —киносы по€вилась духовна€ школа ќтец ћихаил купил участок земли и на свои средств; построил каменное здание школы, которой много лет оказывал благотворительную, педагогическую, методическую помощь ƒь€кон рассказывает о 20-летнем безвозмездном учительском служении отца ћихаила в созданной им школе - вплоть до 1919 года, когда она перешла на обеспечение государства ќт имени всех выпускников этой школы ћидару говорит тех дн€х, когда они ощущали на себе непрестанную забот отца ћихаила, учась в созданной им школе по созданной им учебникам на родном молдавском €зыке. ѕразднование 50-лети€ ѕастырской де€тельности отца ћихаила организовало кишиневское —в€тое Ѕратство им. јлександра Ќевского, в котором 25 лет состо€л протоиерей, вложивший много труда в строительство церквей Ѕратства. Ќиколай ƒашков, председатель  омиссии Ѕратства, инициатор этого праздника, в своем поздравлении нашел самые точные слова по поводу де€тельности отца ћихаила: ЂЌаверное, нет... ни одного движени€, ни одного хорошего начинани€ в духовной жизни нашей епархии, которое не нашло бы отклика в душе отца ћихаила... ƒоброта и желание быть полезным обществу преобладали во всей его де€тельности, сто€ли на первом ћестеї. —обственно, инициатива Ќ. ƒашкова естественным образом объединила в но€бре 1931 г. два праздника 50-летие де€тельности отца ћихаила и 25-летнюю годовщин создани€ кишиневской ≈пархиальной типографии. „акир был председателем  омитета типографии. —колько изданий на молдавском, гагаузском €зыках было выпущено по, его руководством! » какой заметный вклад, не будучи молдаванином, он сделал в становление культуры молдавское народа!
ѕо случаю обеих этих дат ему была вручена Ѕлагословительна€ грамота - пример того, как глубоко ценилось современниками служение ћихаила „акира. Ђѕросим ¬сесильного излить свою милость над этими христианским: поступкамиї, - сказано там. Ќо, кроме призывани€ Ѕожьего благословени€, грамота содержит человеческую! благодарность и искреннее восхищение этой жизнью как ярким примером. Ђя хочу быть среди первых учеников ¬ашего преосв€щенстваї, - пишет ћитрополит Ѕессарабии √урие. ќтец ћихаил умер в 1938 году. ≈го жизнь охватила значительные периоды истории. ќн участвовал в полной мере в просвещении двух народов и оставил по себе добрую пам€ть, любовь и преклонение. —частливо одарила его судьба: он служил Ѕогу и люд€м, и его служение продолжает приносить плоды.