Ѕиографии - Ќ» ќЋј…  џЋ№„»  (1931-1983)

ƒирижер симфонического оркестра ћолдавской государственной филармонии и выдающийс€ педагог, воспитавший многих замечательных музыкантов.

—удьба музыканта ожидала мальчика, родившегос€ 2 окт€бр€ 1931 г. в  омрате “игинского уезда. » более того Ц это была счастлива€ судьба, отмеченна€ признанием. ¬ 1950 г. юноша поступает в  ишиневскую консерваторию, учитс€ у замечательных педагогов. ≈му преподаЄт теорию музыки и гармонию √еоргий Ѕорш, историю музыки - јлександр јбрамович, дирижирование оркестром - √ригорий Ўрамко, дирижирование Ц »он ѕопеску, оркестровку - —имион јфанасиу-«латов, хоровое искусство - Ќахман Ћейб, пианино - ≈вгений –евзо, домбру - ∆ан ѕухольский.

≈го призвание - быть дирижером. ѕсихологически и интеллектуально это едва ли не сама€ сложна€ область исполнительского искусства, и Ќиколай  ыльчик достигает в ней многого. ќн посто€нно совершенствует свое мастерство. ¬ 1957-1960 гг. - под руководством “имофе€ √уртового курсах дирижеров при  ишиневской консерватории, в 1967 - 1969 гг. - на курсах при Ћенинградской консерватории им. –имского- орсакова, где его учителем был Ёдуард √рикулов.

ѕедагогическую де€тельность  ыльчик начал совсем молодым. ¬ 1953 - 1955 гг. он преподает в ћузыкальной школе им. Ўтефана Ќ€ги по классу домбры и цимбалы. — 1955 по 1960 работает заместителем директора и преподавателем в  онсерватории им. √. ћузическу. ¬ 1960 году он назначен директором музыкальной школы им. Ў. Ќ€ги. ¬ 1962 г. его профессиональный путь достигает высшей точки: молодой музыкант становитс€ дирижером —имфонического оркестра √осударственной молдавской филармонии.  ак все-таки чудесно (и как почему-то редко случаетс€!), когда возраст зрелости совпадает с полной жизненной реализацией, и все свои силы человек может вложить в любимое дело. — 1969 по 1972 гг. Ќиколай  ыльчик работает дирижером ќркестра радио и телевидени€ ћолдавской ——–. ≈го таланту суждено было полностью раскрытьс€ и найти отклик у коллег, аудитории, учеников. —реди тех, кого воспитал педагог Ќ. Ќ.  ыльчик - —. ¬ельска€, ». ћихайлов, —.  ригануца, ». —троевич, ¬. ѕомельников и другие известные музыканты.

¬иктор –ахманов, дирижЄр ќркестра русских народных инструментов ЂЋадї, заслуженный мастер искусств –ћ вспоминает: Ђ— Ќ. Ќ.  ыльчиком € был близко знаком ещЄ со студенческой скамьи. ”же на первых курсах он выдел€лс€ своей музыкальностью, серьЄзным отношением ко всем музыкальным дисциплинам, принципиальностью. ћузыка нас влекла и захватывала, мы бегали на все симфонические концерты и, по возможности, на репетиции, мы сопереживали творческий процесс второго рождени€ музыки в руках дирижЄра. ћы обсуждали, спорили, удел€€ внимание всем - и местным дирижЄрам, и гастролЄрам. Ёта атмосфера формировала наши вкусы и пристрасти€.

’очу отметить тех, кто оказал особое вли€ние на становление Ќикола€  ыльчика как музыканта. Ёто √ригорий ƒмитриевич Ўрамко - дирижЄр нашего симфонического оркестра, прекрасный гобоист. ќн дал нам основы дирижЄрской техники и оркестрового мышлени€. Ёто —емЄн ¬асильевич «латов, выпускник ѕетербургской консерватории, бывший главный дирижЄр румынского  оролевского духового оркестра, прекрасный мастер оркестровки, а также Ќиколай Ќиколаевич „ерн€тинский, дирижЄр, композитор, оркестровщик, человек широчайшей эрудиции и большого педагогического такта, с огромным дирижЄрским опытом (много лет был дирижЄром ќдесской оперы). Ѕудучи зав. кафедрой консерватории, он учил всех нас тонкому анализу исполнительского искусства, в том числе и дирижЄрского. ѕосле окончани€ консерватории по классу народных инструментов Ќ.  ыльчик поступает в нашу консерваторию на симфоническое дирижирование в класс “имофе€ √уртового. я присутствовал на очень многих уроках “. √уртового. «десь кропотливо закладывалась насто€ща€ школа дирижЄрского искусства, основы технического мастерства. ѕараллельно проходила практика с филармоническим симфоническим оркестром. я помню первый концерт Ќ.  ыльчика с симфоническим оркестром. Ёто было на летней эстраде  омсомольского озера. ¬ыступление было очень удачным, публика тепло встретила дебютанта, оркестранты - тоже, маэстро дал высокую оценку своему ученику.

ѕосле такой школы можно было мечтать и о высших матери€х. »  ыльчик, будучи уже дирижЄром симфонического оркестра ћолдавской государственной филармонии, поступает в аспирантуру Ћенинградской консерватории в класс профессора √рикурова. Ќо тут говорить о вли€нии одной личности мало. ƒирижЄрские традиции Ћенинградской школы, бурл€ща€ жизнь великого города с коллективами экстракласса, бесконечный калейдоскоп гастролирующих дирижЄров с мировыми именами - всЄ это не могло не дать своих плодов...

 акие черты Ќ.  ыльчика как дирижЄра мне запомнились? ћузыкальность, особа€ чЄткость (школа “. √уртового) и лаконизм (вли€ние Ћенинградской школы) жеста, чувство формы и стил€, контакт с оркестром и со слушател€миї.

’орошо знал также Ќ. Ќ.  ыльчика современный композитор ƒмитрий √агауз. ќн написал свои воспоминани€ о своЄм земл€ке и учителе:

ЂЌикола€ Ќиколаевича € знал на прот€жении долгого времени, начина€ с 1962 года, с момента моего поступлени€ в  ишинЄвское музыкальное училище им. Ў. Ќ€ги. ¬ то врем€ он был директором этого ведущего музыкального учебного заведени€ ћолдавии. ƒа, он, несомненно, был талантливым музыкантом и, прежде всего, прирождЄнным дирижЄром, ещЄ с юных лет про€вившим себ€ в этом качестве.

ѕо словам его школьного товарища, ныне здравствующего ј. ј. ћаринова, директора  омратского историко-этнографического музе€, он был необыкновенным парнишкой, отличалс€ неугомонным характером, организовал из числа своих сверстников школьный оркестрик балалаечников и домбристов, с которым выступал на школьных и городских праздничных меропри€ти€х.

ћне же хорошо пам€тна середина 60-х годов. ¬ разгар моего студенчества € был свидетелем становлени€ его как первоклассного симфонического дирижЄра, не пропускал ни одного его выступлени€ на сцене ћолдавской государственной филармонии.

явл€€сь ведущим дирижЄром ћолдовы тех лет, он посто€нно обновл€л репертуар оркестра новыми сочинени€ми сочинени€ми молдавских композиторов, озвучивал шедевры классиков мировой симфонической музыки: √айдна, ћоцарта, Ѕетховена, „айковского, –ахманинова, ’ачатур€на и других.

’арактеризу€ его артистическую де€тельное сказать, что, несмотр€ на, казалось бы, нестандартным дирижЄрским меркам, невысокий рост, он был очень неординарной личностью и высококвалифицированным дирижЄром.

ѕо отзывам многих видных специалистов-оркестрантов дл€ Ќ.  ыльчика не существовало сложных, непреодолимых партитур. ќн €сно видел основную идею произведени€, но, главное, умел чЄтко излагать своЄ видение и требовани€ к музыкантам оркестра. ¬о врем€ концертов, за дирижЄрским пультом воплощением сосредоточени€, элегантной жестику оба€тельного артистизма. Ќиколай Ќиколаевич пользовалс€ огромным авторитетом и как дирижЄр, и как директор, и как педагог.

≈го уважали и любили все: коллеги, друзь€, студенчество за его бескорыстие и отзывчивость при решении каких-либо жизненных проблем.

ќн умел быть требовательным в делах и, в то же врем€, простым в общении. ћне, как его земл€ку и соплеменнику, всегда импонировала его личность, котора€ служила дл€ мен€ вдохновл€ющим примеромї. Ёти воспоминани€ создают живой образ безвременно ушедшего из жизни музыканта и дирижЄра. Ќесомненно, это был очень талантливый человек. ѕам€ть о нем не должна угаснуть.