Ѕиографии - ¬јЋ≈Ќ“»Ќ ћќЎ ќ¬ (–од. 25 марта 1852 г.)

√енерал-лейтенант царской армии. ѕоразительно, что служба не помешала ¬. ћошкову осуществить свое призвание этнографа и лингвиста, а, скорее, развила его талант.  онечно, не последнюю роль в этом сыграли переезды, путешестви€, но ведь армейска€ служба ими не ограничиваетс€... ќткрыв дл€ себ€ загадочный народ Ђї, ћошков целиком посв€тил себ€ научной работе. ќн первым из русских этнографов подробно описал быт и культуру Ѕессарабии, Ѕолгарии, ќсманской империи. ≈го книга Ђ√агаузы Ѕендерского уездаї до сих пор остаетс€ наиболее полным сводом ценнейших данных о духовной и материальной культуре XIX века.

Ќачало этим исследовани€м положил случай. „ем еще можно счесть встречу ћошкова с солдатами-гагаузами? Ёто было в 1893 г. в ¬аршаве. ” двух солдат- генерал-майор Ђнаучилс€ разговорной речиї, после чего составил словарь €зыка. Ќо, как уже было сказано, это только начало. ћошков отправл€етс€ в Ѕендерский уезд и собирает богатый урожай:

Ђкроме этнографического материала, около 200 сказок, более 100 песен, пословиц, поговорок и загадокї. «атем он приезжает с сыном; около года живет в Ѕешалме и Ётулии, охватив исследовани€ми и другие села. “ак родилась книга Ђ√агаузы Ѕендерского уездаї. √агаузы обрели своего первого русского этнографа, а ћошков получил доступ к уникальному неисследованному этнографическому материалу. —удьба привела к нам добросовестного, внимательного, незаур€дного ученого, сведущего в научных достижени€х своего времени. ќн был приверженцем новейшей (во второй половине XIX века) европейской эволюционной школы. ћировоззрение ¬.ј.ћошкова основывалось на культурном единстве человечества. Ёволюционна€ школа вы€вл€ла общие законы в развитии культур всех народов. ћошков принадлежал к кругу выдающегос€ востоковеда-тюрколога ¬асили€ ¬асильевича (‘ридриха ¬ильгельма) –адлова, академика ѕетербургской јкадемии наук. –адлов - один из лингвистов, заложивших основы сравнительно-исторического изучени€ тюркских €зыков.

ƒаже беглого взгл€да на оглавление книги достаточно, чтобы ощутить глубокий интерес, с которым ћошков подошел к материалу. «десь все - от территории до народного календар€, от родин, крестин, свадеб до похоронных обр€дов. —угубо научный труд ћошкова тесно граничит с поэзией - настолько он переполнен духовными сокровищами фольклора.

¬ главе Ђ»гры и развлечени€ї ћошков описывает свыше 50 игр, раздел€€ их на Ђигры девическиеї, Ђзабавы мужскиеї, Ђигры, требующие расчетаї. ќписыва€ детские игры, отмечает, что Ђдевочки в своих играх подражают взрослым женщинамї. ÷елый р€д детских игр отражает Ђвзрослыеї отношени€ - Ђарманї, Ђбегиржикї, Ђдомуз дююнюї. ¬ примечани€х - вообще у ћошкова очень профессиональных и обсто€тельных - автор, как истинный последователь эволюционой школы, приводит массу полезных сравнительно-этнографических сведений, в том числе - по каждой игре. ј вот глава Ђ“анцы, музыка и пениеї. ћошков описывает Ђхоруї - основное развлечение молодежи, и установленное дл€ танца место - Ђхору ериї. Ђ“ут же устраиваетс€ базар... «десь заключаютс€ или, по крайней мере, зав€зываютс€ различные торговые отношени€ и хоз€йственные сделкиї. ћошков свидетельствует о широком развитии инструментальной музыки в гагаузских селах, описывает инструменты - начина€ от флейты Ђкавалї, волынки Ђгайдаї и конча€ древнейшей скрипкой-ложкой Ђкауш кеменчеї. ќтмечает также, что у Ђнасвистывание сильно распространеної. јвтор встречал молодых людей, которые могли насвистать Ђневеро€тно трудные мелодииї. Ќа стыке двух тем - музыки и верований - ¬.ћошков напишет впоследствии работу Ђ“руба в народных веровани€хї, за которую будет награжден серебр€ной медалью отделени€ этнографии –усского географического общества.

—амое пристальное внимание в книге Ђ√агаузы Ѕендерского уездаї автор удел€ет одной из узловых проблем -религиозному мировоззрению тюрко€зычных народов и различным народным веровани€м. ¬алентин ћошков находит в мировоззрении значительный слой дохристианских элементов, €вных или сохранившихс€ в соединении с христианством. »ми наполнен народный календарь, они живут в присказках, поверь€х, в практике знахарей. ћошков рассматривает веровани€, сказки и воззрени€ на природу как благодатный материал дл€ реконструкции €зыческих представлений, указывает на родственные св€зи в этой области со слав€нами, турецкими сербами и другими народами. ≈му принадлежит также р€д ценных наблюдений по поводу пон€ти€ греха в народном воспри€тии. “ак же, как истори€ религиозных взгл€дов, брачно-семейные отношени€ - область, которой эволюционна€ школа удел€ет особое внимание. ¬ главе о свадьбах ¬. ћошков отмечает, что чаще всего девушку выдают замуж не по ее желанию, а по выбору родителей. ќбычай умыкани€ невесты, Ђкачкынї, приобретает, нар€ду с ритуальным, неожиданный прагматический аспект: свадьбы в результате кражи устраиваютс€ Ђна скорую рукуї и Ђосвобождают ее участников от многих обр€дов, церемоний и излишних расходовї. ƒальнейшие брачно-семейные отношени€ описываютс€ так: ЂЅитье мужем своей жены считаетс€ настолько обыкновенным, что практикуетс€ не только с целью наказать или исправить, а даже без вс€кой виныї. ћошков приводит пословицы, касающиес€ положени€ женщины в семье: Ђ—емь баб по уму равны одному мужчинеї, Ђћуж может выслушать от жены только одно слово из дес€тиї. ∆ена никогда не жаловалась на мужа в суд, как бы он к ней ни относилс€; если осмеливалась это сделать, ее ожидало общественное порицание, а Ђправдаї все равно была на стороне мужа.

¬ р€де случаев ¬. ћошков не ограничиваетс€ фиксированием фактов, стараетс€ проследить их генезис. ќн внимателен к новым €влени€м в быту и культуре . ќпира€сь на концепцию эволюционной школы, он отмечает, что значительную роль в развитии играет взаимовли€ние народов. ќн приводит интересные примеры вли€ни€ на духовную и материальную культуру соседства с болгарами, а также близость сел немецких колонистов, куда посылали своих сыновей учитьс€ ремеслам.

¬ конце XIX века предмет этнографии трактовалс€ расширенно, включа€ устную словесность. Ётнографические интересы ћошкова тесно св€заны с работами в области фольклора, ономастики. √агаузским €зыком он владел в совершенстве. —обранные им сказки, песни, пословицы, загадки были напечатаны в сборнике Ђќбразцы народной литературы тюркских племенї под редакцией ¬. ¬. –адлова. Ѕолее полное представление о ћошкове как исследователе устного народного творчества дает его сборник ЂЌаречи€ бессарабских ї. ќ его профессиональном уровне и достоверности материалов говорит то, что ћошков выделил диалекты и сохранил локальные варианты фольклора. ≈го интересовали все жанры: исторические предани€ и личные воспоминани€, легенды, обр€довый фольклор, песни, сказки, анекдоты.

 ак историк, он наметил пути к решению проблемы происхождени€ народа. ѕо его мнению, предки откололись от северных кочевых тюрок, торков и узов, кочевавших когда-то в южнорусских степ€х, которые в XI - XIII вв. осели в северо-восточной части балканского полуострова и окончательно восприн€ли христианство. ћошков приводит предложение –адлова считать этноним Ђгагаузї видоизмененным ЂгЄк-огузї. Ђќгузыї или Ђагузыї значит Ђнебесныеї, а ЂгЄкї - прилагательное, характеризующее какое-либо из колен или родов народа огузы.

ћошков затрагивает также некоторые этапы поздней истории . ќсновыва€сь на рассказах и предани€х, он пишет об участии ополчени€ во главе с ротмистром ¬атикиоти в русско-турецкой войне под началом  утузова. ¬кратце касаетс€ переселени€ с Ѕалкан. Ќо по поводу Ѕуткова, попечител€ колоний, упом€нутого в песне, бывший генерал-майор ограничиваетс€ замечанием, что Ђэто был человек с железной волейї. —вою Ђжелезную волюї Ѕутков, к сожалению, направил на то, чтобы чинить произвол. ќн помогал бо€рам, которые стремились закрепостить переселенцев, пользу€сь их т€желым положением. ѕопечитель колоний отстаивал прит€зани€ помещиков на подневольный труд и болгар, так что в конце концов дело дошло до восстани€. Ќо тут историческа€ непредвз€тость измен€ет ¬.ћошкову. “олько не нам его судить... ѕо поручению –усского географического общества ¬. ј. ћошков собрал этнографическую коллекцию, в которой наибольший интерес представл€ет часть, посв€щенна€ гагаузам. ”ченый описывает внешний облик села с характерной системой застройки, особенности жилища, дает ценные сведени€ о величине населенных пунктов.

¬ 1903 г. ¬.ћошков едет на Ѕалканы, чтобы продолжить исследовани€. –езультатом этой поездки €вилась работа Ђ“урецкие племена на Ѕалканском полуостровеї. »з христиан ћошков описал, как он сам их классифицировал, Ђкараманли, , сургучей (зелевцев)ї. ¬ ¬арне ученый познакомилс€ с известными болгарскими археологами -брать€ми Ўкорпилами, которые считали потомками тюрко€зычных протоболгар, переселившихс€ на Ѕалканы в середине VII века. ћошков с этой теорией не согласилс€.

«а день пребывани€ в селе  ара- асым ¬. ћошков собрал Ђдовольно пор€дочно материала и составил этнографическую карту ближайших окрестностейї, в которых расположены гагаузские села. ¬. ћошков пишет, что -сургучей здесь Ђназывают не только этим именем, но еще и гагаузамиї. ќн указывает на диалектные отличи€ их речи, в целом очень близкой к наречию болгарских . Ќо там, где последние говор€т Ђдаї, а османы Ђэвветї, сургучи скажут, как немцы, Ђйаї или даже Ђйої. ¬ гагаузских сЄлах ћошков обнаружил сохранившиес€ отголоски культа камн€. Ѕросалась в глаза нищета, отсталость бытового уклада. —удьба адрианопольских сложилась таким образом, что после первой мировой войны в 1922 г. они переселились в √рецию и по сей день проживают в городе ќрестиада и в р€де сЄл. Ќеобходимо отметить, что из потомков , с которыми встречалс€ ¬.ћошков, сегодн€ никто не называет себ€ сургучами. ¬се они именуют себ€ гагаузами.

–еволюци€ 1905-1907 гг., котора€ поколебала устои царской власти и положила начало стремительным историческим изменени€м, подействовала на ¬.ћошкова удручающе.  ак ученый, он не мог не понимать, что возврат к старому невозможен, но и впереди не видел ничего, всел€ющего надежду. Ђ“еори€ происхождени€ белой расыї и Ђћеханика вырождени€ї вкупе свод€тс€ к тому, что причиной вырождени€ €вл€етс€ сама жизнь, то есть человечество вырождаетс€ потому, что живет, и тогда только перестанет вырождатьс€, когда вымрет до последнего экземпл€ра. ”ченый не смог с научной объективностью подойти к гибнущему у него на глазах привычному миропор€дку. Ќеобходимо отметить, что в современной российской прессе по€вились публикации, в которых ¬. ј. ћошкова за его книгу Ђћеханика вырождени€ї именуют русским Ќострадамусом. ≈го труды получили высокую оценку еще при жизни автора. ¬ 1901 г. ЂЁтнографическое обозрениеї писало: ЂЁтнографический отдел считает представленный на соискание премии труд ¬.ј.ћошкова ценным вкладом в русскую этнографическую литературу и вполне достойным искомой премииї.

» до сих пор очерки Ђ√агаузы Ѕендерского уездаї наход€тс€ в сфере внимани€ ученых. ћногократные обращени€ специалистов к работам ¬. ћошкова, частые ссылки на них говор€т о несомненной ценности его изысканий. Ёто было врем€ творческой зрелости ученого, врем€ взлета души, в каком-то смысле вдохновлЄнное нашим народом и возвращенное ему.

—читаем, что необходимо привести сведени€ о биографии учЄного, которые стали известны науке благодар€ изыскани€м доктора исторических наук —.  урогло.

¬. ј. ћошков родилс€ 25 марта 1852 года, потомственный двор€нин, дослужилс€ до чина генерал-лейтенанта артиллерии. ∆енат был на јлександре »льиной, имел детей: сыновей ƒмитри€ и ¬ладимира, дочерей ёлию и «инаиду. «а свою долгую профессиональную карьеру был представлен к орденам —в. ¬ладимира 3-ей степени, —в.јнны 2-ой и 3-ей степени, —в. —танислава 2-ой, 3-ей степени, —в. јлександра Ќевского, —еребр€ной медалью в пам€ть царствовани€ императора јлександра III на јлександровской ленте и светлой бронзовой медалью в пам€ть юбиле€ царствовани€ дома –омановых.